Аветисян Арсен (1971 — 2004) родился в Ереване. Окончил Ереванский Художественно-театральный институт. Член Союза Художников России. Жил и работал в Санкт-Петербурге.
С 1993 года участник более 30 выставок. Работы находятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира.
ТЕАТР АРСЕНА АВЕТИСЯНА
Скульптура этого художника теперь уже страница в истории искусства. Страница цельная, законченная и тщательно отредактированная им самим, еще при жизни. Он был счастливым человеком и настоящим мужчиной, несущим полную ответственность за все, что делает. Об этом говорят его произведения — четкостью силуэтов, выверенностью линий, гармонией форм. Скульптуры Арсена Аветисяна исполнены с таким легким, изящным мастерством, с такой искрометной витальной силой, что надежно заслоняют стоящий за ними многолетний труд, освоение ремесленных навыков, раздумья, поиски, победы и неудачи.
Арсен Аветисян за тридцать три года жизни, отпущенной ему на земле, создал свой неповторимый мир — искрящийся радостью, философствующий, плачущий, стонущий от переполняющей его любви. Скульптура ли это, или редкие ювелирные украшения, или драгоценные игрушки, в которые нельзя поиграть, потому что они сами играют друг с другом и с нами?
Пантеон его героев выстраивается в яркий ряд, очень напоминающий персонажей комедии Дель Арте. Хотя сходство это лишь отдаленное, скорее по аналогии, чем по существу. Красавицы и скоморохи, рожденные фантазией художника, мастерски исполняют свои роли в изысканных спектаклях. Их лица скрыты под масками, но речь поз и жестов предельно выразительна и точна. Арсен Аветисян говорит языком тел своих героев. Пожалуй, это важнейший и самый остроумный пластический ход, найденный скульптором.
Вот шут — он, конечно же, король. Блистает серебро наряда, изящны изгибы тела, элегантен поворот головы. Он — совершенство. Он великолепен, как великолепна и его шутиха — королева. И все же у нее совсем другой характер и другая роль: в этой непростой роли много текста. В левой руке она держит большой ключ от потайной двери в счастье или от собственного сердца. А ладонь правой руки изогнута в загадочном жесте — утверждающем и вопрошающем одновременно. Она внятно обращается к зрителю, при этом демонстрируя совершенство своих форм и элегантность движений. О чем она говорит — каждый услышит сам. То, что сможет или захочет.
А вот актриса играет Ночь, выразительно выдерживая паузу, устремляет взор в звездные небеса. И демонстрирует мастерство перевоплощения, изображая День — остановилась, присев для короткого отдыха, отдышалась, отвернула лик-маску от палящего солнца.
Излюбленный скульптором-режиссером жанр эротического спектакля — гимн чувственности, жизни и радости любви. Фантазия художника сплетает тела героев в изысканные композиции, соединяя их в одно гармоничное целое. Эти сцены интимны, наполнены словами и музыкой, они прекрасны и понятны зрителю — но каждый услышит эту музыку по-своему.
Эта неуловимая грань между внутренним, человеческим, земным и всеобщим, космическим, непостижимым является той главной чертой, которую должен почувствовать художник. Эта черта проходит сквозь произведения Арсена Аветисяна, позволяя им устойчиво балансировать на грани общего и частного, профанного и сакрального.
Диапазон интересов и творческих возможностей скульптора широк, он вольно обращается с любой темой. Он демократичен и понятен зрителю в самых разнообразных проявлениях своих сюжетных экспериментов и пластических поисков. Такса, установленная на одной из улиц Зеленогорска, забавляет многочисленных зрителей потешной маской, выглядывающей из под хвоста, а в соседнем сквере — маленькая бронзовая мышь притаилась под буханками хлеба, возлежащими на пьедестале. И тут же, через дорогу — совсем иной, очень серьезный памятник жертвам русско-финской войны. Это последнее произведение художника, безвременно ушедшего из жизни.
Самая лиричная, философски наполненная вещь, играющая смыслами и изысканными линиями — скульптура «Немного солнца в холодной воде». Грустная театральная маска, обрамленная руками-ветвями, словно лавровым венком античного бога. Это произведение можно считать обобщающим символом всего его искусства, эмблемой самобытного и удивительного театра, театра скульптуры Арсена Аветисяна.
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:
С 1993 года участник более 30 выставок. Работы находятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира.
ТЕАТР АРСЕНА АВЕТИСЯНА
Скульптура этого художника теперь уже страница в истории искусства. Страница цельная, законченная и тщательно отредактированная им самим, еще при жизни. Он был счастливым человеком и настоящим мужчиной, несущим полную ответственность за все, что делает. Об этом говорят его произведения — четкостью силуэтов, выверенностью линий, гармонией форм. Скульптуры Арсена Аветисяна исполнены с таким легким, изящным мастерством, с такой искрометной витальной силой, что надежно заслоняют стоящий за ними многолетний труд, освоение ремесленных навыков, раздумья, поиски, победы и неудачи.
Арсен Аветисян за тридцать три года жизни, отпущенной ему на земле, создал свой неповторимый мир — искрящийся радостью, философствующий, плачущий, стонущий от переполняющей его любви. Скульптура ли это, или редкие ювелирные украшения, или драгоценные игрушки, в которые нельзя поиграть, потому что они сами играют друг с другом и с нами?
Пантеон его героев выстраивается в яркий ряд, очень напоминающий персонажей комедии Дель Арте. Хотя сходство это лишь отдаленное, скорее по аналогии, чем по существу. Красавицы и скоморохи, рожденные фантазией художника, мастерски исполняют свои роли в изысканных спектаклях. Их лица скрыты под масками, но речь поз и жестов предельно выразительна и точна. Арсен Аветисян говорит языком тел своих героев. Пожалуй, это важнейший и самый остроумный пластический ход, найденный скульптором.
Вот шут — он, конечно же, король. Блистает серебро наряда, изящны изгибы тела, элегантен поворот головы. Он — совершенство. Он великолепен, как великолепна и его шутиха — королева. И все же у нее совсем другой характер и другая роль: в этой непростой роли много текста. В левой руке она держит большой ключ от потайной двери в счастье или от собственного сердца. А ладонь правой руки изогнута в загадочном жесте — утверждающем и вопрошающем одновременно. Она внятно обращается к зрителю, при этом демонстрируя совершенство своих форм и элегантность движений. О чем она говорит — каждый услышит сам. То, что сможет или захочет.
А вот актриса играет Ночь, выразительно выдерживая паузу, устремляет взор в звездные небеса. И демонстрирует мастерство перевоплощения, изображая День — остановилась, присев для короткого отдыха, отдышалась, отвернула лик-маску от палящего солнца.
Излюбленный скульптором-режиссером жанр эротического спектакля — гимн чувственности, жизни и радости любви. Фантазия художника сплетает тела героев в изысканные композиции, соединяя их в одно гармоничное целое. Эти сцены интимны, наполнены словами и музыкой, они прекрасны и понятны зрителю — но каждый услышит эту музыку по-своему.
Эта неуловимая грань между внутренним, человеческим, земным и всеобщим, космическим, непостижимым является той главной чертой, которую должен почувствовать художник. Эта черта проходит сквозь произведения Арсена Аветисяна, позволяя им устойчиво балансировать на грани общего и частного, профанного и сакрального.
Диапазон интересов и творческих возможностей скульптора широк, он вольно обращается с любой темой. Он демократичен и понятен зрителю в самых разнообразных проявлениях своих сюжетных экспериментов и пластических поисков. Такса, установленная на одной из улиц Зеленогорска, забавляет многочисленных зрителей потешной маской, выглядывающей из под хвоста, а в соседнем сквере — маленькая бронзовая мышь притаилась под буханками хлеба, возлежащими на пьедестале. И тут же, через дорогу — совсем иной, очень серьезный памятник жертвам русско-финской войны. Это последнее произведение художника, безвременно ушедшего из жизни.
Самая лиричная, философски наполненная вещь, играющая смыслами и изысканными линиями — скульптура «Немного солнца в холодной воде». Грустная театральная маска, обрамленная руками-ветвями, словно лавровым венком античного бога. Это произведение можно считать обобщающим символом всего его искусства, эмблемой самобытного и удивительного театра, театра скульптуры Арсена Аветисяна.
Елена Тюнина
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:
- Выставка «ART-Jeneve 2008», совместная выставка Альберта и Арсена Аветисяна, Швейцария, 2008
- Выставка в галерее «Анна», гостиница «Европа», Санкт-Петербург, Россия, 2008
- Скульптурная композиция «ДЕРЕВО ЛЮБВИ», установленная 30 июня 2008 года, наб. Макарова, Психологический факультет СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2008
- Приз № 1, «Лучшая скульптура года» в номинации «Традиции и Современность» — Скульптура «Перекур», Манеж, Москва, Россия, 2007
- Открытие памятника Собака-Друг, 2006
- Маскарады в Юсуповском дворце, Скульптура «Шутливая Улыбка» — Главный приз, Санкт-Петербург, Россия, 2006
- Выставка «ART-Jeneve 2006», Швейцария, 2006
- Открытие скульптурной композиции «Перекур» в Парке Современной скульптуры СПБГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2005
- Проект Легенды АрАрАт, гостиница Гранд, Ереван, 2005
- Персональная выставка — Маскарады в Юсуповском дворце, 2005
- Выставка Памяти скульптора «Зимняя Галерея», Санкт Петербург, 2005
- Выставка «ART-Jeneve 2005», Швейцария, 2005
- Выставка «Art Jeneve 2004», Швейцария, 2004
- Выставка «Арт», Сан Тропе, Франция, 2004
- Персональная выставка, «Alla Bulyanskaya Gallery», Лондон, Великобритания, 2003
- Московский Международный художественный салон «ЦДХ’2002», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, 2002
- Выставка «Семья художников», Коммерси, Франция, 2002
- Открытие скульптурной композиции «Дорога на карнавал», г. Зеленогорск, Проспект Ленина 24, Россия, 2002
- Открытие скульптурной композиции «Размышление о Mаленьком Принце», «Парк современной скульптуры», Санкт-Петербургский Государственный Университет, Филологический факультет, Санкт-Петербург, Россия, 2002
- Персональная выставка «Маскарад», «Галерея Аллы Булянской», ЦДХ, Москва, Россия, 2001
- Персональная выставка на Международном Кинофестивале «Кинотавр 2001», Нью-Йорк, США, 2001
- Московский Международный художественный салон «ЦДХ’2001», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, 2001
- Галерея «Paradox», Страсбург, Франция, 2001
- Выставка в мастерской скульптора — Arsen Studio, Санкт-Петербург, Россия, 2001
- Установка скульптурной композиции «Цирк приехал», Площадь Белинского, Санкт-Петербургский Государственный Цирк на Фонтанке, Санкт-Петербург, Россия, 2001
- Галерея «Анна», гостиница «Nevsky Palace», Санкт-Петербург, Россия, 2001
- Персональная выставка «Игривая улыбка», Бизнес-центр «Северная столица», Санкт-Петербург, Россия, 2000
- Московский Международный художественный салон «ЦДХ’2000», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, 2000
- «Новый век. Современное русское искусство», проект «Галереи Аллы Булянской», посольство Российской Федерации в Великобритании, Лондон, Великобритания, 2000
- Международная художественная ярмарка «Арт-Манеж’2000», ЦВЗ «Манеж», Москва, Россия, 2000
- Международная художественная ярмарка «artLONDON2000», Лондон, Великобритания, 2000
- Галерея «Kapelleke», Антверпен, Бельгия, 2000
- Галерея «Komarov», Нью-Йорк, США, 1999
- Галерея «Forum des Arts», Париж, Франция, 1999
- Московский Международный художественный салон «ЦДХ’99», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, 1999
- Международная художественная ярмарка «Арт-Манеж’98», ЦВЗ «Манеж», Москва, Россия, 1998
- «Cite des Art International», Париж, Франция, 1998
- «Новый век» — постоянная выставка в «Галерее Аллы Булянской», Центральный Дом Художника, Москва, Россия, 1998
- Персональная выставка, ресторан «La Strada», Санкт-Петербург, Россия, 1997
- Персональная выставка, гранд-отель «Европа», Санкт-Петербург, Россия, 1997
- Галерея «Brayer», Париж, Франция, 1997
- Персональная выставка, галерея «Невский, 20», Санкт-Петербург, Россия, 1996
- Персональная выставка, галерея «Палитра», Санкт-Петербург, Россия, 1996
- Консульство США, София, Болгария, 1994
- Персональная выставка, «Jazz Philarmonic Hall», Санкт-Петербург, Россия, 1994
- «Весь Петербург», городская выставка, Санкт-Петербург, Россия, 1993
- Галерея «Невский, 20», Санкт-Петербург, Россия, 1993Б